Наверх
г. Семикаракорск, пр-кт Араканцева, 14
тел.: (863-56) 4-68-51
e-mail: elena.vishenka-sad@yandex.ru
Пароль: Забыли?

Психологическая диагностика в работе педагога-психолога ДОУ

Деятельность педагога-психолога в ДОУ
Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно - развивающей работы, сопровождения и т.д.). 

Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям:

  • Познавательная сфера
  • Регуляторно - волевая сфера
  • Эмоционально – личностная сфера
  • Коммуникативная сфера

Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется посредством ежедневного наблюдения в течение 2-3 месяцев. На каждого ребенка заполняется бланк адаптации, ведение которого осуществляется совместно с воспитателем группы и медсестрой. Параметрами наблюдения являются: эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, участие в игровой и совместной деятельности, частота заболеваний и др. Итог наблюдения адаптации детей к ДОУ отражается в аналитической справкеНа протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются причины проблемной адаптации и стратегия оказания помощи. 

В младшем дошкольном возрасте психологическая диагностика проводится в одном из двух вариантах:

  • психологическое обследование детей 3 – 4 лет (2-я младшая группа) проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии и разработке соответствующих рекомендаций педагогам и родителям. Диагностика проводится индивидуально по запросу педагогов и родителей.
  • психологическое обследование детей 4 - 5 лет (средняя группа) в рамках работы ПМПк с целью определения детей, нуждающихся в группе компенсирующей направленности задержки психического развития. Диагностика проводится индивидуально по запросу логопедов, педагогов и родителей. 

В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ  (старшая и подготовительная) посредством диагностики выявляется проблемные зоны в развитии детей, определяются направления коррекционно – развивающей работы, а также разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов. Диагностика проводится индивидуально и в групповом режиме. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении, на основании которого формируются подгруппы детей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы. 

Диагностика в подготовительных к школе группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении (в обобщённой форме).

В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке ДОУ и школьных картах детей.

Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в ДОУ 

Адресатом психологической помощи является ребенок. 

Психологическая помощь организуется:

  • по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей;
  • на основании результатов психологической диагностики;
  • на основании рекомендаций ПМПК. 

Коррекционно – развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.

Для детей с задержкой психического развития разрабатываются индивидуальные коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.

В работе с "нормативными" детьми используются программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам развития (коррекции).

Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы. 

Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.

Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:

  • Игровая терапия
  • Арт-терапия
  • Куклотерапия
  • Песочная терапия
  • Психогимнастика
  • Элементы нейропсихологической коррекции
  • Релаксационные упражнения
  • Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности
  • Упражнения для развития познавательных процессов

Психологическое просвещение и профилактика


Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей. 

С этой целью подбирается необходимая актуальная стендовая информация, организовываются тематические встречи с родителями и выступления на родительских собраниях, разрабатываются конкретные рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности.

Психологическое просвещение осуществляется следующим образом:

  • стендовая информация об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах и т.д.
  • памятки для родителей о возрастных особенностях детей и другой тематики
  • беседы и лекции с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителями
  • сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.
  • выступления на родительских собраниях  

Возрастные особенности детей дошкольного возраста


Ребенок дошкольного возраста растет и развивается очень интенсивно. Изменения в ребенке внимательные взрослые отмечают чуть ли не каждые полгода. Но иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем ребенка так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже может справиться самостоятельно.

Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.

Знания о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, помогут родителям быть готовыми к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов. Чтобы не выдвигать ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, надо знать о характерных возрастных особенностях.

 

Возрастные особенности ребенка 2 - 3 лет

Особенности эмоционального развития ребёнка 2 - 3 лет

Возрастные особенности ребенка 3 - 4 лет

Возрастные особенности ребенка 4 - 5 лет

Возрастные особенности ребенка 5 - 6 лет

Возрастные особенности ребенка 6 - 7 лет

Что должен уметь ребенок 2-3 лет 


Кризис 3 лет 

Кризис 7 лет

 

Консультативная деятельность педагога-психолога ДОУ

 
Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной форме.

Консультации психолога организуются в ДОУ следующими способами:

  • по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения,
  • по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей, 
  • по личным обращениям сотрудников учреждения, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния
  • активная консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ
Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Для родителей рекомендации оформляются памяткой

Документация педагога- психолога

 

Письмо Минобразования РФ от 24 декабря 2001 г. N 29/1886-6 "Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения"

Положение "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений" (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69)

Профессиональный стандарт педагога-психолога в сфере дошкольного образования

Последовательность работы по коррекции нарушений звукопроизношения pamyatka.pdf [233,43 Kb] (cкачиваний: 2)

Портал развивающих и обучающих игр «Играемся» Развивающие и обучающие игры разной степени сложности детского портала «Играемся» заинтересуют и удержат внимание ребёнка. На портале представлены игры на развитие внимания и памяти, логики и мышления, математические игры. Дошкольники научатся различать цвета, считать, объединять предметы по признакам, сравнивать предметы по величине.

MULT-ONLINE.RU обучающие мультфильмы

Гномик.ру Гномик.ру — большая онлайн-энциклопедия для тех, кто уже стал родителями или только готовится к этому чудесному событию. Здесь вы найдете ответы на все интересующие вас вопросы от планирования беременности и ухода за новорожденным до гармоничного развития дошкольников и особенностей «сложного» подросткового периода.

Сайт "Дошколенок" Материалы для обучения, воспитания и развлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста, собранные по тематическим разделам: развитие речи, веселый счет, изостудия, психология, игры и конкурсы, будь здоров.

Сайт «Почитай-ка» Детский журнал "Почитай-ка" выходит только в Интернете. Содержит сказки и рассказы для детей. Обновляется один раз в месяц.   

Сайт "Теремок" Содержание сайта носит развлекательный характер. 

СКАЗКА для НАРОДа Сайт работает по типу виртуальной библиотеки детских сказок. Содержит лучшие востребованные сказки народов мира. 

Детская летопись Детская летопись «Новая береста» предлагает для педагогов пальчиковые, дидактические и развивающие игры, папки-передвижки, демонстрационный материал, плакаты и шаблоны сценарии праздников. 

19 сентября в МБДОУ Д/с «Вишенка» прошёл районный семинар музыкальных руководителей на тему: «Методы и приёмы развития творческой активности детей дошкольного возраста в процессе музыкального развития» - руководитель Сластён Е. В.

 На семинаре было представлена НОД в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в страну потерянных игрушек».

 В ходе занятия Сластён Елена Владимировна  продемонстрировала методы и приёмы развития творческой активности детей в соответствии с программой музыкального развития «Ладушки» Каплуновой И. М. , Новоскольцевой И. А.. На протяжении всего путешествия были использованы: квест техноглогия, интерактивные игры с применением ИКТ, игровые технологии, АМО (активные методы обучения). Дети творчески и активно выполняли каждое новое задание, предложенное Еленой Владимировной. Итогом занятия стала совместная оркестровая интерактивная импровизация с участниками семинара.

 Но на этом семинар самых творческих  педагогов не закончился. Начался обмен опытом. Музыкальные руководители подготовили разработки новых методов и приемов развития творческих способностей детей, представив   музыкально – творческие игры с целью развития театрализации, коллективного взаимодействия, развития чувства  ритма, формирования творческого мышления. Специалисты  проиграли друг с другом игры, используя различные имитационные движения, побыли в роли детей.

Итогом обмена опытом стало создание альбома разработок музыкально – творческих игр.

 

 В коллективе музыкальных руководителей Семикаракорского района в этом году добавилось  три молодых специалиста.  Опытные коллеги отвечали на вопросы, делились наработками, давали советы молодым специалистам. РМО прошло творчески активно, позитивно и познавательно.

 РМО музыкальных руководителей ДОУ РМО музыкальных руководителей ДОУ РМО музыкальных руководителей ДОУ РМО музыкальных руководителей ДОУ РМО музыкальных руководителей ДОУ

30 августа 2018 г. в Д/с «Вишенка» прошёл установочный педагогический совет по теме: ««На пороге нового 2018 - 2019 учебного года»

Старший воспитатель  Юданова Н. А. познакомила педагогический состав с целями и задачами на новый учебный год, подвела итоги летней оздоровительной работы.

Учитель – логопед Шмыгля С. В. провела с педагогами флеш тренинг с использованием притч.

Педагоги ДОУ, используя высказывания, афоризмы о воспитании детей, создали дерево педагогической мудрости. Все эти слова стали для педагогов своеобразным девизом на новый учебный год.

 

Решением пед совета стало:

Утверждение:

- комплектования групп детьми и педагогами;

 -  плана воспитательно – образовательной работы на 2018 – 2019 уч. год и приложений к нему;

 -рабочих программ воспитателей и специалистов;

-годовых планов специалистов;

 - форм и видов планирования;

- примерного расписания НОД,

 - режима дня в холодный период,

 -плана закаливающих мероприятий;

-циклограмм работы ст. воспитателя и заведующего.

-Положений, регламентирующих проведение образовательной деятельности с дошкольниками.

Установочный педсовет   Установочный педсовет

 

г. Семикаракорск, пр-кт Араканцева, 14
тел.: (863-56) 4-68-51
e-mail: elena.vishenka-sad@yandex.ru
Все права на материалы, публикуемые на сайте охраняются в соответствии с законодательством РФ,
в том числе Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах".
При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink)
на mbdou-vishenka.ru обязательна