СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение
1.1 Аннотация_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
1.2. Обоснование проекта_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _4
1.3. Тип проекта_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
1.4. Проблема _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
1.5. Цель проекта_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
1.6. Задачи проекта_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
1.7. Методы проекта_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6
1.7. Ожидаемый результат_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6
2. Содержание проектной деятельности
2.1. Этап I – подготовительный_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7
2.2. ЭТАП II – ПРАКТИЧЕСКИЙ_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7
2.3. Этап III – заключительный_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7
3. Результаты проектной деятельности
3.1. Продукт проектной деятельности. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8
3.2. Оформление продукта проектной деятельности._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8
3.3. Заключение. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 9
3.4. Перспективы развития проекта_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 10
Библиография.
Приложение.
1.Введение.
1.1.Аннотация.
|
О спорт! Ты - наслажденье!
Ты верный, неизменный спутник жизни.
Нашему духу и телу ты щедро даришь радость бытия.
Ты – бессмертен.
Ты здравствуешь и сегодня,
После крушения затерянных в веках Олимпиад.
|
Все лучшее общество стремится отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем является одной из основных задач государства.
Ребёнок 21 века сталкивается с тремя основными пороками цивилизации: накопление отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием, гиподинамией. Исходя из принципа «здоровый ребёнок - успешный ребёнок», считается невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из главных направлений педагогической деятельности выделяется создание здоровьесохраняющей среды в условиях детского сада.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна.
Вырастить здорового ребёнка – вот самое главное, что необходимо делать в сотрудничестве воспитателям и родителям. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка - это основа формирования личности. Охрана и укрепления здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма - основа оздоровительной работы в ДОУ.
Создание системы здоровьесбережения на ступени дошкольного образования обусловлено новым Федеральным государственным образовательным стандартом, социальным заказом родителей, интересом взрослых и детей к олимпийскому движению в преддверии олимпиады 2014 года.
Проект «Олимпийской тропой» раскрывает новые эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни, которые основываются на формах совместной деятельности детей и родителей. Предполагается активное участие детей, родителей, педагогов и по своей доступности и эффективности проект может применяться в дошкольных учреждениях любого типа.
1.2.Обоснование проекта.
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является актуальной, как никогда ранее, в связи с тенденцией к ухудшению физической подготовленности дошкольников.
Олимпийское движение – важная часть культуры человечества. История Олимпийских игр, приобщение к традициям олимпийского движения может стать частью не только физического, но и нравственного воспитания ребёнка.
Замечено, что спортивные дети всегда активны, успешны, самостоятельны, талантливы, общительны, они лидеры и просто личности. Олимпийское образование позволяет нам более эффективно организовать работу по формированию здорового образа жизни дошкольников.
Анализ физкультурно-оздоровительной работы в нашем ДОУ, выявил возрастающий интерес, как педагогов, родителей, так и самих воспитанников к формированию представлений об олимпийском движении и приобщении к различным видам спорта. И решение такой задачи, как олимпийское образование, возможно рассматривать лишь в синтезе физического, эстетического, нравственного, а также патриотического воспитания.
Работая планомерно и последовательно, каждый педагог ДОУ, использует те приемы, формы и методы, которые наиболее приемлемы для определенного возраста и уровня сформированности знаний конкретного ребенка.
Проект «Олимпийской тропой» позволяет не только расширить кругозор ребенка и взрослого, но и приводит к физическому совершенствованию - формирует двигательные умения и навыки, ребенок приобретает опыт чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире.
Анализ физкультурно-оздоровительной работы по формированию представлений об олимпийском движении( сентябрь-декабрь 2013г) (рис. 1)
1.3.Тип проекта.
По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный.
По содержанию: познавательно-игровой, спортивный.
Участники проекта: дети группы общеразвивающей направленности с 4 до 7 лет, руководитель физической культуре, воспитатели групп, родители.
По времени проведения: 3 месяца.
По характеру контактов: в рамках ДОУ, взаимодействие с ДЮСШ.
1.4.проблема .
Растущий и развивающий организм ребенка очень чувствителен к воздействию благоприятных и не благоприятных факторов окружающей среды. Поэтому оздоровительная работа и закаливающие мероприятия в осенне-зимний период, являются важной частью в условиях нашего ДОУ.
Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников. Соревнования, спартакиада – очень удачная форма приобщения детей к спорту.
Кроме лечебных и профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников, проводимых в нашем дошкольном учреждении, мы искали такую форму работы, которая была бы интересна и полезна и детям, и взрослым. Так появилась идея организации спортивной олимпиады.
1.5.Цель проекта
Формирование социальной и личностной мотивации детей дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством Олимпийских игр.
1.6.задачи проекта
vпропаганда здорового образа жизни;
vразвитие физических качеств: силы, ловкости, гибкости, ориентировки в пространстве, координации движений, быстроты, равновесия, двигательного творчества;
vпознакомить дошкольников со сведениями об истории олимпийского движения как достижения общечеловеческой культуры, именами спортсменов, награжденных олимпийскими медалями, спортивными достижениями земляков, символикой и эмблемой Зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи;
vвоспитывать чувство гордости и уважительное отношение к чемпионам нашей страны;
vформировать у детей интерес к большому спорту;
vповышение интереса родителей, воспитанников, педагогов к олимпийскому движению.
1.7.Методы проекта
- Тематические физкультурные занятия;
- Праздники, досуги, развлечения с привлечением родителей;
- Просветительская работа с родителями, педагогами.
1.8.Ожидаемый результат
Формирование представлений об олимпийском движении может стать частью не только физического, но и эстетического, и нравственного воспитания ребенка. Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у дошкольников чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.
Физическое воспитание дошкольника предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире, так как отличительная черта физического воспитания детей дошкольного возраста — это органическая связь с умственным воспитанием.
Вероятно, что реализация целей, задач и использование предлагаемых методов работы на этапах формирования здоровья дошкольников будет способствовать понижению уровня заболеваемости дошкольников в условиях общеобразовательного учреждения, улучшению физического состояния детей, формированию культуры здорового образа жизни.
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима совместная работа педагогов и родителей.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка.
2. содержание проектной деятельности.
2.1. Этап I – подготовительный
(13 января – по 1 февраля)
- Разработка плана проектной деятельности на тему: «Олимпийской тропой».
- Чтение художественной литературы, энциклопедии, рассматривание иллюстрации по зимним видам спорта.
- Знакомство детей с известными спортсменами нашего города и чемпионами нашей страны.
- Разучивание стихов на спортивную тематику.
- Просмотр презентаций об истории возникновения Олимпийских игр и видах спорта.
- Прохождение полосы препятствий и совершенствование навыка бега, метания и скольжения на лыжах во время прогулок.
- Подготовка атрибутов к соревнованиям.
- Анализ физкультурно-оздоровительной работы по формированию представлений об олимпийском движении( сентябрь-декабрь 2013г)
2.2. ЭТАП II – ПРАКТИЧЕСКИЙ
(4 февраля – по 21 февраля)
- Проведение цикла занятий, посвящённого истории и современности Олимпийских игр.
- Проведение конкурса в ДОУ на лучший физкультурно-оздоровительный уголок.
- Проведение конкурса детского творчества «Сочи-2014» .
- Организация целенаправленной просветительской и консультативной деятельности с родителями и педагогами.
- Оформление фотогазет « Моя спортивная семья»
- Подготовка выставки детских рисунков « Талисманы олимпиады 2014»
- Создание стенда «Отсчёт времени до начала Олимпиады в Сочи»
- Организация и проведение олимпийской недели «Салют, олимпиада - 2014»
2.3. этап III - заключительный
(с 24 февраля – по 10 марта)
1. Организация и проведение КВН «По страницам Олимпийских игр 2014!»
2. Организация и проведение праздника «О спорт! Ты – мир!»
3. Анализ физкультурно-оздоровительной работы по формированию представлений об олимпийском движении ( январь - апрель 2014г)
4. Обсуждение итогов реализации олимпийского проекта на заседаниях Педагогического совета ДОУ. (Мультимедийная презентация)
5. Освещение хода реализации олимпийского проекта на сайте ДОУ и в интернет сообществах.
6. Оформление продукта проекта.
3.Результаты реализации проекта.
3.1.Продукт проектной деятельности:
Продуктом проекта «Олимпийской тропой» являются методические разработки (приложение 1).
- План проектной деятельности на тему: «Олимпийской тропой».
- Сценарий праздника «О спорт! Ты – мир!»
- Сценарий КВН «По страницам Олимпийских игр 2014!»
- Тематические беседы и презентации: «Зимние виды спорта», «История олимпиады», «Зажжение олимпийского огня для олимпиады в Сочи 2014», «Олимпийский огонь в Ростовской области», «Олимпийское лоскутное одеяло», «Олимпийские объекты Сочи 2014», комплекс бесед «По страницам олимпийских игр».
- Просветительская и консультативная деятельность с родителями и педагогами: цикл консультаций для родителей и педагогов ДОУ.
- План проведения олимпийской недели «Салют, олимпиада - 2014»
- Разработки спортивно – развлекательных мероприятий.
- Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста на тему: «Олимпиада Сочи 2014 г»
3.2.Оформление продукта проекта: (приложение 2)
- Выставка детских рисунков « Талисманы олимпиады 2014».
- Конкурс фотогазет « Моя спортивная семья».
- Творческий альбом совместных рассказов родителей и детей «Олимпиада 2014 для моей семьи».
- Мультимедийная презентация инновационного опыта.
3.3.Заключение.
Вследствие реализации проекта у дошкольников выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Сформировалось представление об олимпийском движении. Оно ориентировано на здоровый образ жизни, прочные знания о здоровьесбережении, на средства укрепления здоровья.
Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей. Успешно решились задачи патриотического воспитания, через формирование у дошкольников чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.
Повысилась активная позиция родителей и педагогов в потребности дошкольников в движении на свежем воздухе, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка. А в целом родители и педагоги считают, что здоровье это не отсутствие болезней, а образ жизни.
Согласно полученным данным анализа физкультурно-оздоровительной работы по формированию представлений об олимпийском движении( январь – апрель 2014 г.) можно сделать вывод, что проект «Олимпийской тропой» не только расширил кругозор ребенка и взрослого, но и привёл к физическому совершенствованию, которое формирует двигательные умения и навыки, ребенок приобретает опыт чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире.
3.4.Перспективы развития проекта.
- Данный проект может быть использован и другими педагогами, как в полном объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной системы.
- Учитывая эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением младших дошкольников и их родителей.
- Трансляция проекта на методическом объединении города и создание методических рекомендаций и сценария праздника для педагогов других ДОУ.
- Подготовка материалов для публикации в СМИ и на сайте ДОУ.
Для дальнейшей реализации проекта необходимо:
- разработать методическую базу для детей 3-4 лет (серию физкультурных занятий совместно с родителями, комплексы упражнений в детско-родительской паре, сценарии досугов);
- для спортивной площадки приобрести необходимое оборудование;
Библиография.
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1983.
- Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века. М., АРКТИ, 2001.
- Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Береснева З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. М.: творческий центр СФЕРА, 2005.
- Данилина Т.А. Взаимодействие ДОУ с социумом. М.:АРКТИ, 2004.
- Метаев Ю.А. Олимпиада-80: Альманах.- М.: Физкультура и спорт, 1978;
- Педагогическое проектирование: учеб.пособие для высш. учебн. заведений / под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия». – 2008. – 288с.
- Филиппова С.О., Волосникова Т.В. Олимпийское образование дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2007.
- Харченко Т.Е. «Физкультурные праздники и развлечения» Детство-Пресс, 2009.
- Интернет-сайт «Дошколёнок.ру».
- «NSportal.ru» - образовательная социальная сеть.
- Управление ДОУ №5, 2003//Кротова Т.В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи.
- Управление ДОУ №1, 2004 // Евдокимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ.
- Управление ДОУ №5, 2004// Лукина Л.И. Работа с родителями в ДОУ.
- Управление ДОУ №3, 2004 //Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Учимся сотрудничать с родителями.
- Управление ДОУ №8, 2006// Гордеева В.А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.
- Управление ДОУ №7, 2006 // Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество ДОУ с семьей, М., 2004.